О ТОМ, ЧЕГО НЕТ…

Автор статьи: Анастасия Черных

Медвежья хватка. Поступь оленя. Заячьи уловки. Полет ласточки. Муравьиная суета. Львиный рык. Все живые существа на свете знают, как быть собой. Кроме человека…

Потому есть в ходу такое понятие, как «человечность». И оно вмещает в себя так много определений, что само себя ставит под сомнение. Порожденное суетливыми умами, оно всякий раз становится краеугольником любой пафосной дискуссии, загораживая собой пыльное окошко реальности.

Одним из странных последствий существования понятия «человечности» (но не её самой!) стал неписаный закон масс-медиа, который можно сформулировать так: «испугай их посильней». Начиналось все вполне невинно. Людям хотели на контрастах показать, что надо быть добрыми и послушными, а злых нехороших забирают в тюрьму. Но потом отпал за незрелищностью контраст. Антонимы «добрый-злой» превратились в рекламный слоган. А тюрьма стала восприниматься чем-то вроде спецсанатория для реальных «пацанов». С тех пор все первые полосы, а с ними и прайм-тайм, и самый дорогой цветной глянец отданы во владение Страху и Жестокости. Они вызывают привыкание. И потому идет наращивание оборотов: больше крови, больше абсурда, больше безнаказанности. Среди этого хаоса иногда появляются статьи и сюжеты о тех, кто НЕ делает дурного. И это шокирует.

Одной из самых излюбленных тем является национальное противостояние. Самый дешевый и простой способ создать иллюзию консолидации общества – это ввергнуть его в истерику по поводу угрозы «извне». И потому в бесчинства националистов разного толка и в дикие «ответные удары» национальных меньшинств верят все. Особенно те, кто никогда ничего подобного не видел. Людям и невдомек, что они не видят проявлений национальной розни потому, что её просто нет. Напряженности в этой сфере общественных отношений не больше, чем в любой другой. Разумеется, все вышесказанное – теория, требующая доказательств. За ними я отправилась в многонациональный населенный пункт на юге Саратовской области, куда меня пригласили сотрудники благотворительного центра «Каритас».

Совхоз «15 лет Октября» – это не анахронизм. Это вполне реальное место, в часе езды от Саратова. Если захотите почувствовать себя жителем крутого мегаполиса, то вам необходимо посетить эти места. От шоссе – 20 минут езды по узкой дороге. Перед самым совхозом дорога превращается в аллею из высоких тополей – по народной молве она вела к помещичьей усадьбе, на месте которой вырос посёлок.

Этот населенный пункт – село-спутник соседней большой деревни Рыбушки. Еще с советских времен совхоз этот был перевалочным пунктом для многих беженцев и мигрантов. Много людей со всех частей Кавказа побывало здесь. Некоторые из них остались, построили дома, создали семьи.

Здесь обосновалась община из нескольких десятков татарских семей из Чечни – потомки казанских татар, приехавших на Кавказ в XVIII веке в качестве толмачей-переводчиков вместе с русскими казаками. Вместе с казаками обосновались они на берегах Терека – в станицах Гребенской и Шелковской по сей день мечети соседствуют с православными храмами.  На государеву службу брали только мужчин, и они женились на девушках из местных народов –  кумычках, ногайках, аварках. Со своей стороны, татары старались также не препятствовать бракам дочерей с кавказскими юношами. За триста лет чеченские татары во многом переняли кавказские обычаи и традиции, их язык их имеет больше общего с кумыкским и ногайским, нежели с языком татар Поволжья. Но даже в советских паспортах в графе национальности они писали: «татары».

Покинуть родную землю, какой стала для них Чечня, заставила война. Татарам, как и другим жителям республики, также пришлось терять и хоронить близких…

Сейчас Совхоз «15 лет Октября» поистине многонационален: рядом с русскими и украинцами живут татары, аварцы, чеченцы, армяне. Якобы «воюющие» южные народы преспокойно живут здесь калитка к калитке, водят детей в одну школу, подолгу беседуют у колонки с водой.

На протяжении нескольких лет свою помощь многонациональному посёлку предлагали благотворительные организации «Красный Крест» и «Каритас» — вместе с учителями школы их специалисты работали с детьми, помогали адаптироваться на новом месте, давали детям возможность осуществить свою мечту – освоить компьютер, взять в руки фотоаппарат, научится рисовать…

Здесь роль автора я уступлю детям, которых я встретила в школе после занятий.

С 2009 года они участвовали в программах проекта «Школа Миротворчества» благотворительного центра «Каритас». Педагоги, приезжавшие из Саратова в маленькую школу каждую неделю, не разучивали с детьми ставшее столь модным слово «толерантность». Они просто учили детей уважать национальную культуру — свою и соседа, терпимо относиться к другим – так же, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Занятия проходили после уроков, и посещение их было абсолютно добровольным – но никто не отлынивал. Ребятам рассказывали об особенностях национальных костюмов, о значениях имён разных народов, играли с ними в народные игры, учили мастерить традиционные игрушки, давали им уроки фотографии. Занятия был яркими и необычными – дети просто и искренне рассказывали о том, что им понравилось, что их волнует и что им важно.

Аркадий Тагиров: «Я родился здесь, в совхозе. А дедушка у меня с Дагестана. Он женился и приехал сюда, с тех пор моя семья здесь живет. Получается, уже третье поколение. Я люблю рисовать и гулять по холмам – они стоят вплотную к совхозу и с них открывается вид, который меня радует. Не так давно к нам в школу приезжали хорошие люди, которые многому нас научили. Но из всех занятий – а мы занимались и рисованием, и учились рассказывать о своей малой родине, играли в разные игры – мне больше всего понравились уроки фотографии. Успешное участие в фотоконкурсе так меня вдохновило, что я с тех пор везде хожу с фотоаппаратом. Снимаю соседей, животных, природу. Здесь очень красиво. Если бы я мог поменять имя нашему совхозу, то назвал бы его «Восьмерка». Потому что с холмов он выглядит как эта цифра. И еще потому, что восемь похожа на знак «бесконечность»».

Лиана Салимгиреева:  «А я бы назвала наш совхоз «Веселая карусель» — потому что нас тут много, очень разные мы, но нам весело. Или «Пескарики» — их много можно наловить летом в нашей реке. Мне тоже понравилось фотографировать – через снимок происходит какое-то волшебство. Все кажется красивей и удивительней. А еще было здорово шить русские национальные игрушки. Ведь здесь, в России мой дом, моя Родина. Причем тут моя национальность? Мы же все люди».

Дмитрий  Лукьянович: «Действительно. Мы все в России живем – она одна, а нас много. А Родина – это место, где живут самые дорогие тебе люди, где стоит твой дом. И нет здесь никаких сложностей. Понимать это не в школе учат, а дома, в семье. Взрослым всегда кажется, что дети слишком малы, чтобы делать какие-то выводы. Но это не так. В нашу маленькую школу ходят дети десяти разных национальностей. Но мы не деремся, не ругаемся. Часто гуляем вместе, ходим в гости – и это нормально. У друзей национальности не бывает. Пройдет пара лет, и почти все мы разъедемся отсюда. И не потому, что не хотим здесь жить. Просто деревня сейчас очень плохо живет. В совхозе практически нет работы. А ведь когда-то здесь был один из лучших в области яблоневых садов. Я бы его восстановил, если бы имел возможность. И остался».

Джабраил Таймасханов: «Если бы можно было работу в совхозе найти, я бы тоже остался. Ведь Родина там находится, где ты живешь. Я вообще не понимаю, отчего вы все эти вопросы задаете – мы все с одной Родины, которую зовут Россией. А национальностей много – но ведь так всегда было. На уроках истории об этом рассказывают. Главное ведь, что ты из себя представляешь. Я вот спорт люблю. Часто хожу на холмы – но не мечтать, а для тренировки. Еще люблю рыбалку летнюю с удочкой. Потому что есть возможность посидеть одному и подумать. Ну и рыбу поймать тоже весело».

…Некоторые из детей молчали и прятались за товарищей. Но по их лицам было понятно, что ни о каких «рознях» они ничего не знают. Их тревожат простые вещи: как хорошо закончить школу, где обустраивать свой будущий дом, с кем связать свою судьбу. Старших, кроме своих проблем, волнуют также и трудности маленького поселка, ставшего им Родиной.

Все просто, как и должно быть: есть люди, есть земля, есть будни и праздники… А вот национальной розни нет.

Источник: Ежеквартальный журнал «Народы Саратовско­й области» №2 за 2011 год.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s